Памятные даты

«Баховский смычок»: спасительное открытие или красивая легенда?

Аннотация
В статье идет речь о так называемом баховском смычке. Еще в эпоху романтизма музыканты задавались вопросом, каким образом нужно играть полифонические сочинения И. С. Баха для скрипки соло: возможности инструмента не позволяли исполнять все звуки аккорда в соответствии с длительностями, указанными в нотном тексте. В начале XX века А. Шеринг пришел к мысли, что во времена Баха существовал смычок иной конструкции, предполагавший звучание на скрипке протянутых аккордов. Теорию Шеринга горячо поддержал А. Швейцер, включив описание смычка в свою монографию о Бахе. По мнению ученых, знаменитые сонаты и партиты для скрипки соло композитор сочинил с расчетом именно на такой смычок. Оригинальные идеи музыковедов восприняли скрипачи и, адаптировав теоретически описанную конструкцию к практическому использованию, представили публике столь необычное исполнение произведений Баха. Обращаясь к трактатам XVII–XVIII веков, освещая историю появления и дальнейшего усовершенствования смычка, анализируя качество звучания и неудобства, с которыми сталкиваются скрипачи, а также сопоставляя слышимый результат с рукописным текстом, автор статьи приходит к выводу, что теория, согласно которой в баховскую эпоху существовал особый смычок, безосновательна, а ее практическое применение в барочном исполнительстве, в отличие от современного искусства, вряд ли можно считать оправданным: его использование целесообразно ограничить кругом современных сочинений, авторы которых сознательно ориентируются на возможности разработанного в 1989 году М. Бахом изогнутого смычка.

ССЫЛКА НА ПУБЛИКАЦИЮ

Список источников
1. Иоганн Себастьян Бах. Тексты духовных произведений / пер. игум. Петра (Мещеринова). URL: https://igpetr.ru/book/iogann-sebastyan-bah-teksty-duhovnyh-proizvedenij/ (дата обращения: 15.07.2022).

2. Моцарт Л. Фундаментальная школа скрипичной игры / пер. М. А. Куперман. Изд. 3-е. СПб. : Лань, Планета музыки, 2017. 216 с.

3. Текучева А. С. Parte del Tomaso Vitalino. «Чакона Витали» как феномен музыкального искусства барокко // Журнал Общества теории музыки. 2018. № 3. С. 36–59. URL: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2018_3_%2823%29_4_Tekucheva_Vitali_Chaconne.pdf (дата обращения: 15.07.2022).

4. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / пер. Я. С. Друс кина, Х. А. Стрекаловской. Изд. 3-е. М. : Клас сика-XXI, 2011. 816 с.

5. Babitz S. The Vega Bach Bow. A Reply to Dr. Emil Telmányi // The Musical Times. 1955. May. Vol. 96. No. 1347. P. 251–253. DOI: 10.2307/938512.

6. Bach M. Tossy Spivakovsky died 20 years ago today. December 23, 1906—July 20, 1998. His playing with the curved bow. His Bach interpretation // The Bach Update. Bach’s Music for Unaccompanied Violin and Cello. URL: https://www.bach-bogen.de/blog/thebachupdate/tossy-spivakovsky-died-20-years-ago-today/ (дата обращения: 15.07.2022).

7. Boyden D. D. Die Geschichte des Violinspiels von seinen Anfängen bis 1761. Mainz : B. Schott’s Söhne, 1971. 631 S.

8.Cage’s Loft, New York City. July 18, 1992. John Cage, Joan Retallack, and Michael Bach // Musicage: Cage muses on words, art, music / ed. by J. Retallack. Hanover : Wesleyan University Press ; University Press of New England, 1996. P. 246–290.

9. Cello with Curved Bow // [Atelier] BACH. Bogen— Curved Bows for String Instruments. URL: https://www.bach-bogen.de/compositions/ (дата обращения: 15.07.2022).

10. Eichler J. The Bow of Bach’s Dreams? Not Quite // The New York Times. 2003. Aug. (No. 10). P. 22.

11. Elste M. Meilensteine der Bach-Interpretation 1750‒2000: Eine Werkgeschichte im Wandel. Stuttgart, Weimar : Metzler ; Kassel : Bärenreiter, 2000. 480 S. DOI: 10.1007/9783476037923.

12. [Leclair J.-M.]. Quatrième livre de sonates à violon seul avec la Basse Continue. Composées par mr Le Clair l’Ainé. Paris : Boivin, Le Clerc, n.d. [1743]. 75 p.

13. Majer J. F. B. C. Neueröffneter theoretisch- und praktischer Musik-Saal. Zweite und viel-vermehrte Auflage. Nürnberg : Johann Jacob Cremer, 1741. 117 p. URL: https://archive.org/details/joseph friedrichb0000maje/mode/2up (дата обращения: 15.07.2022).

14. Moser A. Zu Joh. Seb. Bachs Sonaten und Partiten für Violine allein // Bach-Jahrbuch 1920. Bd. 17. S. 30–65. DOI: 10.13141/bjb.v19201364.

15. Mozart L. Versuch einer gründlichen Violinschule. Augsburg : J. J. Lotter, 1756. 264 S.

16. Muffat G. Vorrede // Florilegium Secundum für Streichinstrumente. In Partitur mit unterlegtem Klavierauszug / herausg. von H. Rietsch. Wien : Artaria & C o, 1895. S. 19–28. (Denkmäler der Tonkunst in Ӧsterreich).

17. Presentation of the BACH.Bogen® on the occasion of the Concours Rostropovitch in Paris. By Michael Bach. Conservatoire Supérieure de Paris. October 6, 2001. URL: https://cello.org/Newsletter/Articles/bachbogen/bachbogen.htm (дата обращения: 15.07.2022).

18. Quantz J. J. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen. Kritisch revidierter Neudruck nach dem Original Berlin 1752 / mit einem Vorwort und erläuternden Anmerkungen versehen von Dr. Arnold Schering. Leipzig : C. P. Kahnt Nachfolger, 1906. 277 S.

19. [Rameau J.-P.]. Avis pour la Viole // Pièces de cla vecin en concerts avec un violon on une flute, et une viole ou un deuxième violon. Par M. Rameau. Paris : L’Auteur ; La Veuve Boivin ; M. Le Clair, 1741. [P. IV].

20. Rellstab H., Gerhard A. «Möglichst zugleicherklingend» — «trotz unsäglicher Mühe». Kontroversen um das Akkordspiel auf der Geige im langen 19. Jahrhundert // Spielpraxis der Saiteninstrumente in der Romantik. Bericht des Symposiums in Bern, 18.–19. November 2006 / herausg. von C. Baccia galuppi, R. Brotbeck und A. Gerhard. Schlien gen/ Markgräflerland : Edition Argus, 2011. S. 91–105.

21. Rousseau J.-J. Dictionnaire de musique. Paris : Chez la Veuve Duchesne, 1768. 586 p.

22. Schering A. Verschwundene Traditionen des Bach zeitalters // Bach-Jahrbuch 1904. Bd. 1. S. 104–115. DOI: 10.13141/bjb.v19041028.

23. Schering A. Verschwundene Traditionen des Bach zeitalters // Neue Zeitschrift für Musik. Sept. 1904. No. 40. S. 675–678.

24. Schweitzer A. Johann Sebastian Bach. Leipzig : Breit kopf & Härtel, 1908. 844 S.

25. Schweitzer A., Deneke M. A new bow for unaccompanied violin music // The Musical Times. 1933. Sept. Vol. 74. No. 1087. P. 792–795. DOI: 10.2307/918235.

26. Telmányi E. Some problems in Bach’s unaccompanied violin music // The Musical Times. 1955. Jan. Vol. 96. No. 1343. P. 14–18. DOI: 10.2307/933576.

27. Tossi Spiwakowski. Einführung zur Interpretation von J. S. Bachs Solowerken für Violine mit dem Rundbogen // The Bach Update. Bach’s Music for Unaccompanied Violin and Cello. URL: https://www.bach-bogen.de/blog/thebachupdate/tossi-spiwakowski-einfuhrung-zur-interpretation-von-j-s-bachs-solowerken-fur-violine-mit-dem-rundbogen/ (дата обращения: 15.07.2022).

28. [Walter J. J.] Hortulus Chelicus <…> Durch J. J. Wal ter <…>. Mainz : Ludovici Bourgeat, 1694. 129 S.

29. Walther J. G. Musicalisches Lexicon oder Musica lische Bibliothec <…>. Leipzig : Wolffgang Deer, 1732. 703 S.