Чехов

Театр в Таганроге

Спасением и отдушиной в эти годы стал для Антона театр. Городской театр в Таганроге по своему уровню ничем не уступал столичным театрам. На его сцене выступали не только местные артисты, но и знаменитые театральные труппы из Москвы, Петербурга и из-за границы. Особенной популярностью театр пользовался у молодёжи.

Впервые Антон побывал здесь с братом Иваном в 1873 году. Они смотрели оперетту Оффенбаха «Елена Прекрасная». Много лет спустя Иван Павлович вспоминал: «Идя из театра, мы всю дорогу, не замечая ни погоды, ни неудобной мостовой, шли по улице и оживленно вспоминали, что делалось в театре».

Однако гимназистам посещение театра было запрещено без особого разрешения начальства, выдаваемого за особые успехи в учебе и примерное поведение. А инспектор Дьяконов часто отказывал в разрешении: ему не нравилась пьеса, он находил ее вредной для юношества, «как бы чего не вышло!». При этом сам регулярно посещал театр: конечно не для удовольствия, а чтобы отлавливать студентов, явившихся без такого разрешения.

И вот Антон, одевшись нищим, направился с сочинённым им жалобным письмом в дом дяди Митрофана Егоровича. Дядя не узнал племянника и, разжалобившись, подал ему милостыню. Это был первый гонорар – одновременно и актерский, и литературный.

Тетушка Чехова вспоминала о том, что ее брат часто дарил Антоше ткани из своего магазина, «из которой Антоша, учась в портняжной мастерской, сам шил себе штаны и жакеты, в которых ходил дома и в театр». По дороге в театр Антон заходил к тетке, где «переодевался в штатское, нахлобучивал картуз дворника и со своей компанией шел в театр на галёрку, выбирая мало освещённые переулки, чтобы не попасть начальству на глаза».

В гимназические годы Чехов смотрел в театре всё подряд, он видел оперы Верди и Россини, пьесы Островского, Гоголя, Шекспира. Бывал Антон Чехов и за кулисами Таганрогского театра. После посещения театра Антон показывал всё там увиденное домашним. Его брат Иван Павлович вспоминал: «Если мы видели оперетку, то брат Николай, обладавший редким слухом, играл всю музыку на память, а Антон Павлович изображал действующих лиц, и мы все хохотали до упаду».

Антон Павлович писал о влиянии таганрогского театра на его жизнь: «Посещая театр, мы за какие-нибудь 3–4 года развились, поумнели и почерпнули много познаний... Театр давал мне когда-то много хорошего... Прежде для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре...» Театр оказал большое влияние на будущего писателя, вызвал у него интерес к драматургии: многие его рассказы, фельетоны, рецензии, написанные в 1880-х годах, посвящены театру и актерам.

В итоге под влиянием театра Чехов сам берётся за драматургию. В 1877 или 1878 году он пишет драму «Безотцовщина», которая при жизни Чехова не только не публиковалась, но и не была никому известна. Её раскритиковал в своём письме брат Александр, уже ставший литератором. Сам текст обнаружился в бумагах Чехова уже после его смерти. Современные литературоведы считают, что для 18-летнего Антона Чехова это очень неплохое и зрелое произведение, показывающее уже существовавший интерес к театру.