В 1895 году Антон Павлович начал работать над «Чайкой»: «Много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Всё то, что Чехов писал для театра до «Чайки», было, конечно, талантливо, интересно, но все же по своему значению уступало его прозе. С этой пьесы начинается Чехов – гениальный драматург.
«Чайка», быть может, наиболее личное из всех чеховских произведений. Это единственная его крупная вещь, прямо, непосредственно посвящённая теме искусства. Чехов рассказывает в этой пьесе о своём затаённом – о трудном пути художника, о сущности художественного таланта, о том, что такое человеческое счастье.
Есть в основе и история из реальной жизни: гостивший у Чехова Левитан как-то принёс подстреленную им чайку. Да и в целом можно припомнить роман Чехова, Лики, «ухаживания» Левитана. Потапенко напоминал Тригорина, а его жена – Аркадину.
«Чайка», быть может, наиболее личное из всех чеховских произведений. Это единственная его крупная вещь, прямо, непосредственно посвящённая теме искусства. Чехов рассказывает в этой пьесе о своём затаённом – о трудном пути художника, о сущности художественного таланта, о том, что такое человеческое счастье.
Есть в основе и история из реальной жизни: гостивший у Чехова Левитан как-то принёс подстреленную им чайку. Да и в целом можно припомнить роман Чехова, Лики, «ухаживания» Левитана. Потапенко напоминал Тригорина, а его жена – Аркадину.
Александринский театр
В октябре 1896 года пьеса была поставлена на сцене петербургского Александринского театра. В роли Нины Заречной выступила В. Ф. Комиссаржевская.
Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году в Санкт-Петербурге основан русский для представления трагедий и комедий театр, от которого ведёт историю труппа Александринского театра. Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков. Труппу возглавил актёр Фёдор Григорьевич Волков. Театр стал первым государственным публичным театром в России и начал свои регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове.
В 1832 году Санкт-Петербургская русская драматическая труппа начинает свои выступления в новом здании в самом центре Санкт-Петербурга, созданном по проекту великого архитектора К. И. Росси. В честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны здание получает название – Александринский театр.
Здесь прошли премьеры «Горя от ума», «Ревизора», «Грозы», «Бориса Годунова», здесь же в 1889 году ставилась пьеса Чехова «Иванов».
Несмотря на то, что в премьерном спектакле были заняты лучшие артисты Петербурга, провал «Чайки» был жестоким. Не все знали свой текст, реплики подавал суфлёр, актёры не понимали, что им делать на сцене. Публика ждала популярную комедийную актрису Левкееву, для которой просто не нашлось роли.С каждой актёрской репликой замешательство в зале лишь возрастало: зрители понимали, что Левкеева на сцене уже не появится, а перед ними разворачивается «странная» комедия, публика громко шепталась, обсуждая непонятную пьесу, возмущалась и даже свистела. Актёры видели, как зрители принимают пьесу, и были ошеломлены. Не спасла ситуацию даже «любимица» Чехова Комиссаржевская, которая в тот вечер играла, едва сдерживая рыдания.
Сам Чехов наблюдал за «провалом» «Чайки» из зала, потом ушёл за кулисы, и, не дождавшись окончания спектакля, сбежал из театра. Уже на следующий день неожиданно для всех писатель уехал из Петербурга в Мелихово. В те дни своими переживаниями Чехов делился с Владимиром Немировичем-Данченко: «Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти, и я – по законам физики – вылетел из Петербурга, как бомба».
После оглушительного провала Чехов зарёкся больше никогда не писать для сцены: «Если я проживу ещё семьсот лет, – говорил он, – то и тогда не дам на театр ни одной пьесы. Будет! В этой области мне неудача».
Однако в 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко в Москве был основан МХТ (Московский Художественно-общедоступный Театр). И Чехова принялись уговаривать поставить пьесу здесь. Немирович-Данченко буквально умолял автора разрешить ему показать драму на сцене МХАТа. Он говорил, что «Чайка» – единственная современная пьеса, захватывающая его как режиссёра, а Чехов – «единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром».
Театр открылся пьесой «Царь Фёдор Иоаннович» 14 октября, а уже 17 декабря 1898 года состоялась вторая постановка «Чайки». На этот раз среди исполнителей были Ольга Книппер (Аркадина), Константин Станиславский (Тригорин), Всеволод Мейерхольд (Треплев), Мария Роксанова (Нина Заречная), а над постановкой работали сам Немирович-Данченко и Станиславский.
На этот раз пьеса имела чрезвычайный успех. Станиславский вспоминал о московской премьере так: «Как мы играли – не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рёв, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошёл... раздвинулся... опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рёв... и снова занавес... Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец, мы почувствовали успех, и неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь».
На этот раз Чехова не было в зале, но сразу после триумфальной премьеры ему была послана подробная телеграмма. А сам автор позже отблагодарил Немировича-Данченко. Он подарил ему медальон с надписью: «Ты дал моей "Чайке" жизнь. Спасибо!».
С этого момента драматургия Чехова будет прочно связана с МХТ. В октябре 1899 года здесь будет поставлен «Дядя Ваня», в 1901 – «Три сестры» и в 1904 – «Вишнёвый сад». О «Трёх сёстрах» Чехов говорил, что он «водевиль писал». По свидетельству Вл. И. Немировича-Данченко, Антон Павлович утверждал это со всею настойчивостью. К. С. Станиславский рассказывает, что после чтения «Трёх сестёр» труппе Художественного театра Чехов недоумевал, когда при обсуждении пьесы одни называли её драмой, другие – трагедией. В конце концов он просто рассердился и незаметно ушёл из театра.
«По окончании беседы, – рассказывает К. С. Станиславский, – я бросился к Чехову на квартиру и застал его не только расстроенным и огорчённым, но и сердитым, каким он редко бывал... Оказывается, что драматург был уверен, что он написал весёлую комедию, а на чтении все приняли пьесу, как драму, и плакали, слушая её".
А также в жизнь Чехова войдёт Ольга Книппер – ведущая актриса МХТ.
Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году в Санкт-Петербурге основан русский для представления трагедий и комедий театр, от которого ведёт историю труппа Александринского театра. Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков. Труппу возглавил актёр Фёдор Григорьевич Волков. Театр стал первым государственным публичным театром в России и начал свои регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове.
В 1832 году Санкт-Петербургская русская драматическая труппа начинает свои выступления в новом здании в самом центре Санкт-Петербурга, созданном по проекту великого архитектора К. И. Росси. В честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны здание получает название – Александринский театр.
Здесь прошли премьеры «Горя от ума», «Ревизора», «Грозы», «Бориса Годунова», здесь же в 1889 году ставилась пьеса Чехова «Иванов».
Несмотря на то, что в премьерном спектакле были заняты лучшие артисты Петербурга, провал «Чайки» был жестоким. Не все знали свой текст, реплики подавал суфлёр, актёры не понимали, что им делать на сцене. Публика ждала популярную комедийную актрису Левкееву, для которой просто не нашлось роли.С каждой актёрской репликой замешательство в зале лишь возрастало: зрители понимали, что Левкеева на сцене уже не появится, а перед ними разворачивается «странная» комедия, публика громко шепталась, обсуждая непонятную пьесу, возмущалась и даже свистела. Актёры видели, как зрители принимают пьесу, и были ошеломлены. Не спасла ситуацию даже «любимица» Чехова Комиссаржевская, которая в тот вечер играла, едва сдерживая рыдания.
Сам Чехов наблюдал за «провалом» «Чайки» из зала, потом ушёл за кулисы, и, не дождавшись окончания спектакля, сбежал из театра. Уже на следующий день неожиданно для всех писатель уехал из Петербурга в Мелихово. В те дни своими переживаниями Чехов делился с Владимиром Немировичем-Данченко: «Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти, и я – по законам физики – вылетел из Петербурга, как бомба».
После оглушительного провала Чехов зарёкся больше никогда не писать для сцены: «Если я проживу ещё семьсот лет, – говорил он, – то и тогда не дам на театр ни одной пьесы. Будет! В этой области мне неудача».
Однако в 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко в Москве был основан МХТ (Московский Художественно-общедоступный Театр). И Чехова принялись уговаривать поставить пьесу здесь. Немирович-Данченко буквально умолял автора разрешить ему показать драму на сцене МХАТа. Он говорил, что «Чайка» – единственная современная пьеса, захватывающая его как режиссёра, а Чехов – «единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром».
Театр открылся пьесой «Царь Фёдор Иоаннович» 14 октября, а уже 17 декабря 1898 года состоялась вторая постановка «Чайки». На этот раз среди исполнителей были Ольга Книппер (Аркадина), Константин Станиславский (Тригорин), Всеволод Мейерхольд (Треплев), Мария Роксанова (Нина Заречная), а над постановкой работали сам Немирович-Данченко и Станиславский.
На этот раз пьеса имела чрезвычайный успех. Станиславский вспоминал о московской премьере так: «Как мы играли – не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рёв, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошёл... раздвинулся... опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рёв... и снова занавес... Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец, мы почувствовали успех, и неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь».
На этот раз Чехова не было в зале, но сразу после триумфальной премьеры ему была послана подробная телеграмма. А сам автор позже отблагодарил Немировича-Данченко. Он подарил ему медальон с надписью: «Ты дал моей "Чайке" жизнь. Спасибо!».
С этого момента драматургия Чехова будет прочно связана с МХТ. В октябре 1899 года здесь будет поставлен «Дядя Ваня», в 1901 – «Три сестры» и в 1904 – «Вишнёвый сад». О «Трёх сёстрах» Чехов говорил, что он «водевиль писал». По свидетельству Вл. И. Немировича-Данченко, Антон Павлович утверждал это со всею настойчивостью. К. С. Станиславский рассказывает, что после чтения «Трёх сестёр» труппе Художественного театра Чехов недоумевал, когда при обсуждении пьесы одни называли её драмой, другие – трагедией. В конце концов он просто рассердился и незаметно ушёл из театра.
«По окончании беседы, – рассказывает К. С. Станиславский, – я бросился к Чехову на квартиру и застал его не только расстроенным и огорчённым, но и сердитым, каким он редко бывал... Оказывается, что драматург был уверен, что он написал весёлую комедию, а на чтении все приняли пьесу, как драму, и плакали, слушая её".
А также в жизнь Чехова войдёт Ольга Книппер – ведущая актриса МХТ.